|
|
СТАТЬЯ О ФИЛЬМЕ ВЕЧНОЕ СИЯНИЕ СТРАСТИ: РЕЦЕНЗИЯ | |
Сияющая страсть. Блестящая страсть. Хм. Блестящий разум. Блестящий чистый разум. Вечное сияние чистого разума. Вечный солнечный свет незапятнанного разума. Вместо данной сентенции, которую создатели фильма вынесли в название, нашему зрителю впарили то же самое по степени непонятности, но не то же самое по смыслу. Метаморфоза эта объяснима – они там у себя в Голливуде придуриваются, а нашим прокатчикам на этом коммерцию делать. Кому в нашей стране есть дело до классической английской поэзии и до невинностью лучащихся сердец? | |
Ну да ладно, пусть уж будет страсть на месте чистого разума. Во-первых, хорошо, что картина вообще дошла до наших кинотеатров, пусть и с таким допущением. Во-вторых, бог с ним, с названием, лишь бы само кино понятным было. А запутаться есть в чем. | |
Принято считать, что актеры в Голливуде работают на две вещи – на кассу и на «Оскара». Так оно, в общем-то, и есть. Обычно Джим Кэрри не снимается в фильмах со скромным по американским меркам бюджетом в 20 миллионов долларов – сам стоит дороже. С «Вечным сиянием» случилась необычность. Сценарий его оказался для Кэрри «своим», а для своих не грех сделать скидку. Чарли Кауфман – тот самый, что залезал в голову Джона Малковича, вытягивал признания из опасного человека и мучился над «Адаптацией», – дал Кэрри возможность реализовать себя не только как коммерческому миму, но и как техничному актеру. И вот он – редкий случай, когда Джим Кэрри… естествен (а кроме «Шоу Трумана», и припомнить-то из подобного нечего), при том, что и Джимом Кэрри остался. | |
По сюжету, некая фирма занимается прополкой воспоминаний – стиранием из памяти клиентов тех, кто им по тем или иным причинам разонравился. Джоэл решает избавиться от Клементины потому, что Клементина избавилась от него. И лишь в самый разгар процедуры ужасается своему решению. Прервать бы ее, да загвоздка в том, что Джоэл спит и не может сказать техникам «стоп!» И потому сознание Джоэла обречено на поражение в битве с принятыми им решениями – одинокий диссидент не в силах противостоять тоталитаризму. | |
Вместе с воспоминаниями о Клементине из памяти безжалостно выкорчевываются все имеющие отношение к ней детали: например, люди в толпе – лопаются и исчезают, словно мыльные пузыри. Джоэл в своих мыслях совершает мгновенные переходы из одной среды в другую – срезает пути в лабиринтах памяти. То, как это снято, будоражит сознание не одного Джоэла. Вот что есть настоящее кино, вот для чего кинематографу на самом деле нужны спецэффекты! Хотя в данном конкретном случае компьютерной графики был задействован минимум – все двойные негативы, зеркальные отражения, декорации. Зрителю тоже приходится немало потрудиться, чтобы сохранить в памяти многочисленные нюансы и восстановить по деталям – например, по цвету Клементининых волос (сначала он был зеленым, потом красным и лишь в финале – синим) – истинный ход событий. Право, это того стоит. | |
Катастрофичность ситуации для Джоэла в том, что Клементина была для него олицетворением всего женского. Потому из памяти ушли и ножки разбитной няни, и игры в песочнице, и подростковая мастурбация – все этапы сексуального становления. Неудивительно, что, проснувшись наутро, Джоэл чувствует себя самым несчастным человеком на свете. Но, к счастью (!), осталась лазейка – пустынный февральский пляж. И Джоэл, и Клементина, не зная, почему, стремятся попасть на него. Там они знакомятся снова, и… | |
Все-таки, любовь между ними была настоящей – живучей, как сорняк. Да, любовь приносит немало неприятностей, да, ее можно вырвать с корнем – но ради нее-то как раз и стоит жить. Не нравится, когда любимый человек выдавливает зубную пасту с середины тюбика? Джоэл и Клементина с этим определились: сказанное ими по этому поводу«Пускай!» – лозунг. Как и слова персонажа комедии «В джазе только девушки» (Somebody Like It Hot): «У каждого есть свои недостатки». Nobody’s perfect! | |
(c) Георгий Герасимов | |
РЕЦЕНЗИЯ №2 | |
Джоэл Бэриш (Джим Кэрри) - всего лишь еще одна песчинка в мясорубке Мироздания. Он не спасает этот мир, он не делает его лучше, он не помогает людям - он обычный парень, не лишенный простоты. Точнее, лишенный хоть какой-либо сложности, потому что Бэриш - это тот самый пельмень, о котором говорят: "Как, Джоэл, ты уже здесь? Уже час? А мы тебя не заметили..." Его и правда трудно заметить: серая внешность, небритая физиономия, но главное - глаза! В них нет вечного сияния страсти! В них только страх, комплексы и неуверенность в завтрашнем дне. Впрочем, нет, наоборот - уверенность в том, что этот чертов завтрашний день будет еще хуже сегодняшнего, хотя, казалось бы, куда уж хуже... | |
В какой-то момент Бэриш не выдерживает. Он говорит своей дебильной работе: "А топчись оно все конем", - и сбегает. В деревню, в глушь приморскую, в свое именье, к бабке или к тетке, пусть ни черта там нету, кроме водки, зато природа лучше, бл... пардон, что-то на поэзию потянуло. Это все Поуп со своим вечным сиянием чистого разума Элоизы по отношению к Абеляру... У Бэриша пока еще ничего не сияет, кроме куотера в кармане, и он со своими унылыми страстишками просто садится в любой поезд и отправляется на бережок - погулять и хоть немного прочистить мозги... | |
В кафе на берегу Джоэл встречает девушку. Ну, знаете, такая странная тетка с волосами цвета первого дня атомной войны, которая украдкой попивает бренди из фляжки, чтобы жизнь вокруг хотя бы ненадолго засветилась новыми красками, в отличие от того болотистого декора цвета хаки, который вылезает из каждого угла. | |
Они знакомятся. Девушку зовут Клементина Крушански (Кейт Уинслет). Она странная и явно немного не в себе, но ей нравится Джоэл, а для Бэриша это является основополагающим фактором - он ведь мало кому нравится в этой жизни. Впрочем, когда они познакомились чуть-чуть поближе, Джоэл понял, что Клементина, в общем-то, вполне в себе. Ну, просто она во многом похожа на него самого: такие же комплексы, сомнения, фобии и общее ощущение глобальной неудачи в этой жизни. Возможно, поэтому Бэриш ей и нравится - как родственная душа. | |
Но совместная жизнь у них не ладится. Двум лузерам тесновато в одной лузе - хочется срыва стереотипа. Поэтому Клементина все больше пьет и все больше занимается поисками чего-то более близкого и более подходящего, а Джоэл все реже бреется и все больше страдает. | |
И вот случилось совсем страшное! Клементина вычеркнула парня из своей жизни. Совсем. Причем не усилием воли, что еще хоть как-то можно повернуть вспять, а с помощью новейших достижений науки. Оказывается, есть некое заведение доктора Ховарда Мерзвяка (Том Уилкинсон) - клиника "Лакуна", - где с помощью специального оборудования можно полностью стереть из своей памяти воспоминания о некоем человеке. Просто вычеркнуть - и точка. | |
Процедура эта, конечно, достаточно сложная и дорогостоящая, но вполне эффективная. И Джоэл решает последовать примеру Клементины - также стереть ее из памяти с помощью кабинета доктора Калигар... пардон, доктора Мерзвяка. | |
Сразу нужно сказать, что сценарий к этому фильму писал Чарли Кауфман. Да-да, тот самый Чарли Кауфман, который "Быть Джоном Малковичем" и "Легко ли адаптироваться к Чарли Кауфману", - один из самых оригинальных и необычных голливудских сценаристов. | |
Старина Кауфман не подвел и сейчас: "Вечное сияние страсти" мне понравилось, причем чем больше времени проходит после просмотра, тем оно мне нравится больше. Кауфман всегда так выстраивает свои сюжеты, что в полной мере их можно оценить не сразу - на мой взгляд, это признак хорошего кино, хотя многие со мной могут не согласиться. | |
Чарли - известный провокатор. Если "Быть Джоном Малковичем" - это был легкий хулиганско-абсурдистский разгул, "Адаптация" - очень тонкое издевательство над зрителями и над самим собой, сценаристом, то "Вечное сияние страсти" - это своего рода чистый эксперимент на тему: а что если взять совершенно банальный и триста раз штампованный-перештампованный сюжет, чтобы попытаться сделать из него нечто оригинальное? | |
Он так и сделал. Стирание памяти - штука мусоленная-перемусоленная в куче сюжетов. Но основная суть этого фильма заключается вовсе не в том, что у героев - ах! - стирают память. Суть намного глубже и интереснее. Дело даже не в том, что Джоэл в процессе стирания Клементины из его памяти пытается этому воспрепятствовать и ищет различные лазейки. И даже не в том, что сюжет картины закручен довольно лихо, и все не так просто, как кажется в самом начале. | |
Дело в определенных ценностях человеческих взаимоотношений и в тех тонких взаимосвязях, которые не просто никаким аршином не измерить, но и никаким компьютером не проанализировать, будь ты хоть сто раз доктором Эрайзером. Тоненькие ниточки симпатии, привязанности и любви - они настолько разнообразные и зависят от такого количества всевозможных факторов, что не выкорчевать это путем обнуления каких-то ячеек памяти. А если и выкорчевать, то останется пустота, потому что этот маленький росточек, еле возвышающийся над поверхностью почвы, пустил такие баобабьи корни, что выкорчевать их можно только экскаватором. | |
В фильме очень хорошие актерские работы. Кейт Уинслет замечательно сыграла странную девушку Клементину: нервную, закомплексованную, но в чем-то трогательную. Особенно здорово сделаны сцены, когда Клементина, находясь в мозгу Джоэла (Кауфман любит такие эпизоды), помогает ему сопротивляться стиранию участков памяти. | |
Джим Кэрри, как ни странно, тоже понравился. "Как ни странно" - потому что я давно уже отчаялся увидеть Кэрри в приличной некомедийной роли. Мне он нравится как комик, но его попытки сыграть драматическую роль обычно вызывают легкое чувство недоумения. ("Человек на Луне" - не в счет, это совершенно отдельный случай.) Здесь же он, в общем, вполне на месте. Не скажу, что я был от него в восторге, но роли Джоэла Кэрри вполне соответствовал. Кстати, первоначально эту роль планировали отдать Николасу Кейджу, который играл в "Адаптации" по Кауфману. Но Кейдж по каким-то причинам выбыл, и роль отдали Кэрри - вероятно, чтобы собрать кассу. Я не думаю, что это лучший выбор актера на данную роль, но, повторюсь, Кэрри ее сыграл вполне пристойно. На удивление пристойно. | |
Еще более удивительно то, что мне понравилась Кирстен Данст, играющая разбитную медсестру кабинета доктора Мерзвяка. В фильме есть совершенно роскошные эпизоды, когда медсестра вместе с подручным доктора Стэном (Марк Раффало) занимаются стиранием памяти Джоэла. Точнее, занимаются они любовью, а память стирает компьютер. Изумительные сцены, я прям вспомнил свою программистскую юность... | |
Элайджа Вуд играет еще одного подручного доктора, который "запал" на Клементину и теперь пытается занять место Джоэла. Роль получилась очень слабенькой - то ли из-за определенной непроработанности персонажа, то ли сам Вуд из нее ничего не сумел выжать... | |
Кауфман весьма непрост для восприятия, что показывает полярная реакция на "Адаптацию". Причем я вовсе не хочу сказать, что не понимают Кауфмана одни тупицы, а в восторг приходят только крутые интеллектуалы. Ничего подобного. Просто подход у него очень своеобразный. Мне этот подход нравится, поэтому я, в общем-то, в восторге от фильмов, поставленных по его сценарию. Кому-то этот подход не нравится, и эти люди считают фильмы по Кауфману тоской и скукотищей... | |
Резюмирую. Симпатичный фильм, который я посмотрел с удовольствием, причем чем дальше, тем мне он нравится больше. Хороший сюжет с легкими кауфманианскими завихрениями, классная игра Уинслет, пристойная игра Кэрри и вкрапления фейерверков с подручными доктора Эрайзера. Хорошее кино. Кауфман в очередной раз не разочаровал. | |
Источник: Киноман http://www.cinema.vrn.ru/index.php | |
SSD 2005-2006 | |